Главная > МЕТОДИЧЕСКИЕ И ИНЫЕ…

Консультация для родителей: "Руководящий контроль - фундамент отношений с ребенком с РАС."

Руководящий контроль – умение педагога/родителя управлять поведением ребенка путем осознанного и целенаправленного подкрепления желательного поведения и формирования мотивации.

Достижение «Руководящего контроля» является самой важной частью обучения особого ребенка. Пока мы не способны помочь ребенку преодолеть себя и свои собственные желания и начать сотрудничать, мы неспособны привести его развитие к существенному прогрессу.

Первый шаг для достижения «Руководящего контроля» состоит в следующем - Покажите ребенку, что только вы контролируете те предметы, которые он хочет держать или с ними играть, и только вы решаете, когда ребенок может получить к ним доступ.

Все, что ребенок предпочитает делать или играть, когда он находится в одиночестве, является потенциальным усилителем - поощрением его позитивного поведения. Контроль этих предметов является необходимой частью для достижения «Руководящего контроля». Это не говорит о том, что нужно лишить ребенка всех радостей жизни и всех любимых занятий. Скорее, это говорит о том, что ребенок научится рассчитывать получить доступ к этим предметам, если он хорошо себя ведет и выполняет простые требования.

Затем покажите ребенку, что вам можно доверять. Научитесь «не бросать слова на ветер», а говорить то, что вы конкретно имеете в виду. Если вы сказали ребенку выполнить что-либо, не позволяйте ему получить то, что он хочет, пока он не выполнит ваше требование. Если это необходимо - помогите ребенку выполнить ваше требование и используйте подсказки.

Покажите ребенку, что ему выгодно выполнять ваши инструкции и это наилучший способ для него получить то, что он хочет.

Но...

Ни в коем случае не спрашивайте ребенка перед тем, как вы даете ему задание.

Например, ребенок смотрит мультики по телевизору, а вы подходите к нему и сунув ему под нос конфету спрашиваете: «Хочешь конфетку? Тогда выключай телевизор!». Или, «Хочешь конфетку? Идем заниматься!».

Всегда лучше удивить ребенка предметом или действием уже после того, как он принял решение сотрудничать. В обиходе можно использовать сотни ситуаций в день, для этого просто нужно быть внимательными.

Следующий шаг в процессе достижения «Руководящего контроля» является самым сложным, но и незаменимым. Вся суть заключается в том, что если ребенок не выполняет то требование или инструкцию, которые вы ему даете, то он не может получить доступа к тому, что он хочет. Ребенок не получит желаемый предмет ни при каких условиях, если он не выполняет то, что от него требуют. Его выбор просто не поощряется.

На самом деле «непоощрение» нежелательного поведения представляется легким только в теории. На практике, каждый раз, когда ранее подкрепляемое поведение прекращает подкрепляться, происходит так называемый «поведенческий взрыв», и нежелательное поведение может усилиться на краткий период времени, стать более интенсивным, и даже поменять форму.

Другими словами, для эффективного применения данного этапа необходимо подготовиться к «взрыву», и морально, и физически, и всегда действовать последовательно и не уступать. Результаты не заставят себя ждать. Если в первый день истерика ребенка будет продолжаться 40 минут, на следующий день она будет длиться намного меньше, а на третий-четвертый день может и вовсе не возникнуть. Конечно, при последовательном применении.

Многие родители предпочитают не пытаться справиться с «взрывом», т.к. на ранних этапах поведение становится чересчур невыносимым, и они боятся навредить ребенку своим отказом. Но, на самом деле, если нет медицинских противопоказаний к такому поведению, усиление более тяжелой формы поведения наносит гораздо больший вред ребенку, чем возможная «психологическая» травма. Ведь ребенок, который не умеет сотрудничать с окружающими, не сможет обучиться необходимым навыкам, стать самостоятельным и

интегрироваться в обществе. И кроме этого, существует очень большая вероятность того, что со временем нежелательное поведение станет настолько проблематичным, что возникнет необходимость использовать более неприятные методы коррекции и психотропные лекарства.

Установление «Руководящего контроля» - это тяжелый повседневный труд, причем не только одного конкретного человека, а всех окружающих ребенка. Но, в основном благодаря этому труду, вы можете помочь ребенку проявить себя в полной мере.