Главная >

Содержание и организация работы по формированию игровой деятельности у дошкольников с умственной отсталостью.

Обучение детей игре строится на основе глубокого знания и учета индивидуальных особенностей и возможностей развития каждого ребенка, что является традиционным подходом в специальной педагогике.

В обучении игре можно выделить три этапа.

Первый этап:

  • эмоциональное развитие ребенка;
  • обогащаются его представления о предметном и социальном окружении;
  • формируется предметная деятельность;
  • с детьми проводят разнообразные игры и игровые упражнения, направленные на формирование элементарного игрового опыта;
  • углубляется игровой опыт каждого ребенка;
  • пробуждается интерес к играм и игровому общению со взрослыми и со сверстниками;
  • с детьми проводятся игры с природным, бросовым материалом, игры с бумагой и тканью;
  • значительная роль отводится играм, направленным на сенсорное развитие детей. Это объясняется, во-первых, тем, что младший дошкольный возраст у детей с интеллектуальной недостаточностью становится сензитивным периодом в развитии сенсорной сферы, а во-вторых, тем огромным значением, какое имеет сенсорика в развитии всей познавательной деятельности ребенка. Коррекционная работа направлена на обогащение сенсомоторного опыта детей (игры: «Одинаковые игрушки», «Кто  что делает?», «Что катится, что не катится?», «Цветные шарики», «У кого такая картинка?», «Матрешки», «Пирамидки» и т.п.);
  • двигательные игры;
  • игры с предметами-орудиями («Накроем кастрюли крышками», «Чашки и ложки», «Мамин стол» и т.п.), в этих играх используются реальные предметы ближайшего окружения, которые дети могут видеть дома или в ДОУ постоянно, т.к. они применяются в быту;
  • отобразительные игры («Катаем кукол в колясках», «Кормим кукол», «Кошка и котята», «Катаем в машине зверей» и другие),
  • игры с образными игрушками;
  • конструктивные игры, закрепляющие первичные представления о цвете, форме, величине, строении объектов действительности, расположении в пространстве их элементов по отношению друг к другу, а также позволяющие использовать эти свойства в создании с помощью приемов конструктивной деятельности моделей объектов;
  • развитие интереса к театрализованным играм.

На начальном этапе обучения важно создать у детей эмоциональное отношение к игрушке и данной игровой ситуации через взаимодействие со взрослыми, а также формировать ориентировочную деятельность детей. С этой целью первые занятия проводятся по обыгрыванию дидактических и сюжетных игрушек.

Действуя с дидактическими игрушками разными по форме, цвету, величине, материалу, массе, звуковым свойствам, дети накапливают чувственный опыт. Это способствует развитию восприятия, зрительно-двигательной координации, ручной и мелкой моторики. Действия с дидактическими игрушками (пирамидки, матрешки, башенки, совочки и т.п.) оказывают особое воздействие на психическое развитие ребенка, т.к. действуя с ними он приобретает необходимые знания об окружающем мире.

На занятиях по обыгрыванию игрушек используются кошки, собачки, зайцы, мишки и т.д., которые способствуют развитию у детей функции общения, оказывают воздействие на нравственное воспитание личности ребенка. Ребенок во время игры учится проявлять заботу об игрушке, сопереживать во всех ее событиях.

На втором этапе обучения, который приходится ориентировочно на средний дошкольный возраст, продолжается начатая на первом этапе работа. Кроме этого, у детей формируются умения, связанные с участием в сюжетных играх, и происходит ознакомление с ролью в театрализованных и сюжетных подвижных играх.

Содержание обучения на этом этапе следующее:

  • игра «Дочки-матери»
  • игра «Семья»
  • игра «Автобус»
  • игра «Магазин»
  • игра «Парикмахерская»
  • игра «Доктор»

На этом этапе задачей обучения игре является усвоение детьми логики развития бытового сюжета, чтобы дети понимали закономерность развития игрового действия, состоящую в том, что одно из действий является подготовительным по отношению к другому. (Например, надо чтобы ребенок понимал, что сначала нужно сварить кашу, а потом накормить ею куклу, а не наоборот).

В решении поставленной задачи целесообразно использовать два вида работы.

Во-первых, обязательно проводить наблюдение и анализ логичных действий в повседневной жизни. Эту работу лучше делать в процессе режимных моментов. Например, воспитатель обращает внимание детей на то, что они сначала вымыли руки, а потом сели есть; в спальне перед сном внимание детей заостряется на том, что они сначала разденутся, наденут пижамы, а потом лягут в кровати.

Обращение к повседневному опыту детей, активное припоминание того, как они поступают в жизни, способствует осмыслению ими логической последовательности игровых действий.

Во-вторых, с целью усвоения детьми логики развития игровых действий необходимо систематически предлагать им выполнять последовательные игровые действия. Например, взрослый предлагает ребенку: «Давай покормим куклу кашей. Что нужно для этого сделать?»

Под руководством педагога ребенок выполняет последовательные игровые действия. Обучение, проводимое с учетом указанных методических приемов, позволяет научить детей правильно соединять отдельные игровые действия в логически связанную цепочку, создавая условия  для переноса ранее усвоенных действий на новые игрушки, в другую, сходную ситуацию, что в свою очередь способствует преодолению косного стереотипа у детей с нарушениями интеллекта.

Только при развитии предметно-игровых действий может возникнуть подлинная, осмысленная сюжетная игра, которая является большим достижением в развитии игры умственно отсталого ребенка, ее необходимым этапом.

В процессе третьего этапа обучения, приходящегося ориентировочно на старший дошкольный возраст, продолжается эмоциональное и нравственное развитие ребенка, расширение его представлений о предметном и социальном окружении, умственное и эстетическое развитие, обогащение игрового опыта, закрепление интереса к играм и игровому общению со взрослыми и со сверстниками, формируются умения, связанные с участием в сюжетно-ролевых играх.

В процессе проведения игры-драматизации нужно предоставить детям возможность попробовать себя в различных ролях, побуждая их максимально действовать в условиях воображаемой ситуации. Этому значительно способствует использование костюмов и различных атрибутов. Они помогают ребенку войти в роль, способствуют лучшему проникновению детей в образ персонажа и ситуацию сказки.

Большое место на занятиях отводится играм, отражающим труд взрослых. Например, «Детский сад», «Поликлиника», «Магазин», «Парикмахерская» и т.д.  Для проведения каждой из этих игр требуется подготовка детей. Вначале у них формируют представления о каждой из профессий: проводят целенаправленные наблюдения за взаимоотношениями между людьми при выполнении своих профессиональных обязанностей. Затем обобщают впечатления детей в беседе, подготавливают соответствующие атрибуты для игры.

Обучение дошкольников сюжетно-ролевой игре должно включать в себя следующие этапы:

  • целенаправленное формирование представлений детей о профессии;
  • подготовка атрибутов для предстоящей сюжетно-ролевой игры;
  • проведение игры, где основную роль берет на себя взрослый;
  • развитие и углубление сюжета игры, при котором возможно его видоизменение и дополнение.

В игре дети учатся действовать с предметами-заместителями, они дают им новое игровое название, учатся адекватно действовать в воображаемой ситуации. Постепенно игровые действия сокращаются, ребенок научается мыслить о предметах и действовать с ними в умственном плане. Следовательно, игра в большей мере способствует постепенному переходу ребенку к мышлению в плане представлений.