Главная >

Развитие навыков мелкой моторики у детей с расстройствами аутистического спектра.

Упражнения на развитие моторных навыков с использованием манипулятивных предметов.

 

Для младенцев и детей дошкольного возраста полезными считаются такие виды деятельности, которые поддерживают развитие навыков мелкой моторики рук и пальцев. Ребенок должен развить силу и ловкость рук и пальцев прежде, чем ему необходимо будет манипулировать карандашом или ручкой. Занятия, направленные на развитие силы и ловкости рук, помогают избежать формирования неправильного захвата карандаша/ручки, что становится все более распространенным явлением, поскольку дети чаще и чаще начинают обучаться письму прежде, чем их руки становятся к этому готовы.

 

Представленные ниже виды деятельности предполагают использование манипулятивных предметов, которые поддержат развитие навыков мелкой моторики у ребенка и помогут сформировать силу и ловкость в руках, необходимые для того, чтобы держать карандаш и ручку правильно.

 

Виды деятельности для развития мелкой моторики.

 

 

  • Формирование шариков из пластилина: ладони рук обращены друг к другу, пальцы слегка согнуты по направлению к ладоням.

 

  • Формирование маленьких шариков из пластилина (размером с горох), используя исключительно кончики пальцев.

 

  • Использоваие колышков или зубочисток для оформления фигурок из пластилина.

 

  • Разрезание пластилина при помощи пластикового ножа или круглого ножа для пиццы, удерживая инструмент в диагональном ладонном захвате.

 

  • Разрывание газеты на ленты с последующим скатыванием их в шарики. Может использоваться для набивки чучел или иного художественного творчества.

 

  • Скомкивание одного листа газеты одной рукой. Это отличное упражнение для детей на формирование силы рук.

 

  • Использование спрея для полива растений при распылении воды на снег (можно смешать пищевой краситель с водой, чтобы снег окрашивался) или для «растапливания монстров» (нарисуйте монстров на бумаге маркерами или красками, под воздействием спрея цвет размоется).

 

  • Поднятие предметов с использованием крупного пинцета. Это упражнение может быть адаптировано под интересы конкретного ребенка, например, для поднятия жевательных конфет, маленьких кубиков, хлопьев и т.п., а также в играх на счет.
  • Выброс кубика, путем смыкания ладоней рук, формируя пустое пространство

 

между ними.

 

  • Использование мелких отверток.

 

  • Шнуровка и нанизывание различных предметов (кукурузные кольца, макароны и т.п.)

 

  • Использование пипеток для забора цветной воды или смешивания цветов во время работы с краской на бумаге.

 

  • Скатывание маленьких шариков из тонкой бумаги, затем наклеивание их на плотный картон для формирования картинок или фигурок.

 

  • Переворачивание карточек, монет, шашек, пуговиц без переноса их к краю стола.

 

  • Создание изображений с использованием наклеек или самоклеящейся бумаги.

 

  • Игры с куклами-марионетками, используя большой, указательный и средний пальцы рук.

 

Занятия с использованием ножниц.

 

 

Если ребенок правильно держит ножницы, и они хорошо подходят к размеру его руки, разрезание бумаги тренирует именно те мышцы, которые необходимы для манипулирования карандашом при помощи захвата тремя пальцами рук. Правильное положение ножниц предполагает нахождение большого и среднего пальца в ручках ножниц, а указательного пальца на внешней стороне ручки для стабилизации, с безымянным пальцем и мизинцем, согнутыми по направлению к ладони.

 

  • Разрезание рекламных буклетов и другой полиграфии.

 

  • Изготовление резного края плотной бумаги.

 

  • Разрезание ножницами пластилина.

 

  • Резка соломы или мелко нарезанной бумаги.

 

 

Сенсорные виды деятельности.

 

 

Следующие упражнения необходимы для развития мышечной силы и выносливости, а также для формирования у ребенка контроля над действиями рук.

 

  • Ходьба «крабом».

 

  • Игры с хлопками в ладоши (ладушки, громко/тихо и т.п.).

 

  • Ловля (хлопком) мыльных пузырей в ладони.

 

  • Рисование в тактильной среде, например, в мокром песке, соли, рисе и пасте. Пасту можно изготовить путем добавления воды к кукурузному крахмалу до получения смеси, имеющей консистенцию зубной пасты. Вязкость подобных смесей обеспечивает «обратную связь» для мышечных рецепторов и суставов, тем самым способствуя формированию зрительно-моторного контроля.

 

  • Выбор мелких предметов, таких как колышки, бусы, монеты, из коробок с солью,

 

рисом и т.п. Это же упражнение можно попробовать выполнить с закрытыми глазами.

 

Это помогает развить у ребенка сенсорный контроль над руками.

 

 

Переход средней линии.

 

 

На данном этапе у ребенка все еще происходит формирование ведущей руки. Следующие виды деятельности способствуют развитию навыка перехода средней линии у детей:

 

  • Поощряйте ребенка к тому, чтобы он брал материалы обеими руками. Этот навык необходим для включения второй руки в работу, что позволит избежать смены рук при переходе средней линии.

 

  • Не удерживайте ребенка от использования левой руки в какой бы то ни было деятельности. Позвольте процессу формирования ведущей руки протекать естественным образом и предлагайте ребенку стимулы и занятия в районе средней линии, позволяя ему выбирать руку самостоятельно.

 

  • Начинайте вводить понятия «правый» и «левый» посредством спонтанных комментариев, например, «ударь по мячу правой ногой». Играйте в игры, предполагающие имитацию позы тела и движений.

 

  • При работе с красками и кисточками поощряйте ребенка к тому, чтобы он проводил непрерывные линии через весь лист бумаги, а также по диагонали.

 

Упражнения на разработку навыков письма.

 

 

Существуют некоторые важнейшие предварительные навыки, необходимые для развития навыков письма, и их формирование начинается еще в младенческом возрасте. Следующие виды деятельности поддерживают и способствуют развитию мелкой моторики и визуально-моторному развитию.

 

Устойчивость и равновесие тела.

 

 

Суставы ребенка должны быть развитыми и устойчивыми для того, чтобы руки могли свободно концентрироваться на выполнении конкретных задачах мелкой моторики.

 

  • Ходьба «крабом»

 

  • Отжимания от стены

 

  • Шведские стенки

 

  • Кольца и дорожки из перекладин на детских площадках

 

  • Игры с пластилином

 

 

Навыки мелкой моторики.

 

Как только у ребенка формируется некоторая устойчивость в теле, в его руках и пальцах начинает развиваться ловкость, а также формируются различные виды захватов. Дети гораздо быстрее развивают навыки мелкой моторики, если они как можно больше работают с вертикальной или почти вертикальной поверхностью. В частности, запястья должны иметь хорошую растяжку (при сгибе назад в направлении руки).

 

  • Прикрепите на стену большой лист бумаги для рисования. Попросите ребенка взять в руки большой маркер и попробуйте выполнить с ним следующие упражнения для развития визуально-моторных навыков:

 

- начертите образец фигуры одним движением, не отрывая руки;

 

- попросите ребенка провести линию поверх вашей линии, слева направо, сверху вниз; - обведите каждую фигуру как минимум 10 раз; - затем попросите ребенка нарисовать такую же фигуру рядом с образцом несколько раз.

 

  • Поиграйте в игру «Соединить по точкам». Убедитесь в том, что ребенок последовательно соединяет точки слева направо и сверху вниз.

 

  • Обводите трафареты. Рукой, не являющейся доминантной, ребенок удерживает трафарет и стабилизирует его положение по отношению к бумаге, а доминантной рукой давит на карандаш, подталкивая его вплотную к краю трафарета.

 

  • Прикрепите большой кусок войлока к стене. Ребенок может использовать войлочные фигуры для рисования. Магнитные доски можно использовать таким же образом.

 

  • Позанимайтесь с ребенком у обычной доски, используя мел вместо маркера. Выполните действия, которые были предложены выше.

 

  • Рисование на мольберте. Некоторые из упражнений, описанных выше, могут выполняться с использованием мольберта.

 

Зрительно-моторный контроль.

 

 

Зрительно-моторный контроль означает способность глаз работать вместе, отслеживая местоположение предметов и удерживая их в поле зрения, когда это необходимо.

 

  • Направьте луч фонарика на потолок. Уложите ребенка на спину или на живот и попросите его визуально следить за движением света слева направо, сверху вниз и по диагонали.

 

  • Поиск скрытых изображений на рисунках.

 

  • Лабиринты (часто встречаются в детских журналах и книгах).

 

 

Зрительно-моторная координация.

 

Зрительно-моторная координация предполагает точность в действиях размещения, направления, а также в ощущении положения в пространстве.

 

  • Забрасывание мячиков в кольцо на полу с постепенным увеличением расстояния.

 

  • Игры в бросок и ловлю мяча. Начните с большого мяча и постепенно переходите к более маленьким.

 

  • Поиграйте в боулинг, предложив ребенку сбить кегли (или бутылки из-под содовой) при помощи небольшого мяча.

 

  • Удары по надувному шарику среднего размера.