Главная >

Особые детки. ЗПР

ВОПРОС: Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, можно ли самим определить умственную отсталость у ребёнка. Сейчас сыну 2 года 11 мес. Диагноз ЗПР ставят с 3-х лет. До двух вообще не говорил. Навыки самообслуживания развиты хорошо, наблюдательный, игры сюжетные, но обычно повторяет те, что уже видел. Плюс ещё СДВГ и дизартрия. Психиатр предполагает умственную отсталость, направила в психоневрологический стационар, но там такого диагноза нам не поставили. Всё же она настаивает на дальнейшем обследовании.  Может, есть какие-нибудь тесты, которые мы могли бы провести сами. Просто я сама не могу понять, есть ли поводы для такого диагноза. Заранее спасибо.

ОТВЕТ: Здравствуйте.ЗПР предполагает незначительное снижение во всех сферах - у ребенка хуже развита речь, снижен общий запас знаний, есть проблемы с интеллектуальной целенаправленностью, ребенок может быть менее ловкий чем сверстники, его поведение и эмоциональные реакции соответствует более раннему возрасту.Некоторые специалисты считают что интеллектуальное снижение при ЗПР вторично, т.е нарушены предпосылки интеллекта: память, внимание и даже мотивация (ребенок предпочитает смотреть мультики, а не учить буквы - т.е. у него не сформирован мотив "быть как взрослый", потребность чему то научиться - ему и так хорошо, в своем "детском состоянии"). Т.е. ребенок с ЗПР, может быть любознателен, но только в интересных для себя темах - один балдеет от динозавров, второй - спец в компьютерных играх, и т.п.Еще есть мнение что ЗПР - это субнорма, т.е. дети которые болтаются на границе между нормой и легкой умственной отсталостью. Они, к примеру, способны к абстрактному мышлению, но в меньшей степени чем обычно ребенок в этом возрасте.А при УО - снижена познавательная активность, ребенку многое не интересно, он почти никогда не задает вопрос "почему?", способность к абстрактному мышлению снижена, они многое понимают буквально, переносный смысл пословиц или слов им вообще недоступен. У них присутствует недостаточность мышления.В зависимости от своих особенностей, с возрастом у ребенка с ЗПР либо ярче проявляются интеллектуальные нарушения, либо он успешно компенсируется, либо так и остается на уровне субнормы и пополняет ряды плохоуспевающих учеников.Разобраться в этом самим, по тестам - нереально, нужно иметь опыт и видеть детей с разными проявлениями.