Главная >

Обогащение словарного запаса детей с ТНР через игру.

Наблюдая за тем, как малыш растет и познает окружающий мир каждый день, мы обращаем внимание на любое новое слово, которое говорит ребенок. Искренне умиляясь употреблению «совсем уже взрослых» словечек и выражений, родители порой не уделяют должного внимания пополнению необходимого словарного запаса своего крохи. Как исправить ситуацию? Больше слов, больше интеллекта

Как известно, в современном мире, красивая и правильная речь - символ высокой культуры и хорошего образования. Поэтому, чтобы ваш ребенок легко мог общаться с окружающими и четко выражать свои мысли, заботиться о его языке нужно с детства. Увеличение словаря малыша тесно связано с развитием мышления и других психических процессов, с одной стороны, и компонентов всей структуры речи, с другой. Поэтому, обогащая, уточняя словарный запас ребенка с ТНР, мы одновременно формулируем грамматический строй языка и развиваем связную речь.

Регулярно увеличивая словарный запас, ребенок параллельно усложняет предложения. «С помощью слов малыш обозначает лишь то, что доступно его пониманию. В связи с этим в его словаре появляются слова конкретного значения, позднее слова обобщающего характера. Также пополнение словарного запаса зависит от расширения представлений ребенка об окружающем мире».

Учимся играючи. Ничто другое, кроме игры, так сильно и надолго не заинтересует ребенка. Именно с помощью этого несложного процесса вы можете пополнить словарный запас вашего крохи. К одним из наиболее простых занятий по обогащению, уточнению и активизации словаря ребенка с ТНР можно отнести тематические прогулки. Когда идете в аптеку, магазин, проходите мимо стройки, вы разговариваете о данном объекте с малышом. Рассказываете, показываете новые предметы. Также с помощью игр и дидактических упражнений (лото, предметных и тематических картинок и т. п.) малютка узнает новые слова. Во время таких занятий рекомендуется использовать некоторые приемы: * называние предмета (или явления) и его толкование: например, аквариум -- это стеклянный ящик, где живут рыбки (рекомендуется применять с 3 лет); * подбор эпитетов: можно спросить, какие бывают собаки: большие, сторожевые и т. д. (желательно с 4 лет); * узнавание предмета по эпитету: например, острая, колкая - иголка (с 4 лет); * «скажи по-другому»: заяц, зайчишка, зайка, зайчонок и т. д. (с 4 лет); * объяснение происхождения слова: например, грузовик - машина, которая перевозит грузы (с 5 лет); Занимаясь со своим малышом, вы обязательно получите желаемый результат.

Игра «Наоборот»

Цель — упражнение в подборе антонимов (слов-неприятелей).

Взрослый играет с ребенком в игру «Наоборот»: бросает ребенку мяч и называет слово, а ребенок, поймавший мяч, должен сказать антоним этому слову (высокий — низкий) и бросить мяч взрослому.

Игровое упражнение «Закончи фразу»

 Цель — развитие умения подбирать противоположные по смыслу слова (слованеприятели). Взрослый называет ребенку словосочетания, делая паузы. Ребенок должен сказать слово, которое пропустил взрослый, т.е. закончить фразу.

Сахар сладкий, а лимон ...

Луна видна ночью, а солнце ...

Огонь горячий, а лед ...

Река широкая, а ручей ...

Камень тяжелый, а пух ...

Игровое упражнение «Скажи по-другому»

Цель — упражнение в подборе слов, близких по смыслу (слов-приятелей).

 Взрослый говорит ребенку: «У одного мальчика сегодня плохое настроение. Какой мальчик сегодня? А как можно сказать то же самое, но другими словами? (печальный, расстроенный). Слова «печальный, грустный и расстроенный» - это слова-приятели.

 Почему он такой? Да потому, что на улице идет дождь, а мальчик идет в школу. Какое слово повторилось два раза? (идет). Что значит «дождь идет»? Скажи по-другому. Что значит «мальчик идет»? Скажи по-другому. Как можно сказать по-другому: весна идет? (весна наступает).

Игра «Какой предмет?»

 Цель — развитие умения подбирать к слову-предмету как можно больше слов-признаков и правильно их согласовывать.

Эта игра для развития речи у детей похожа на предыдущую. Отличие состоит в том, что к слову-признаку ребенок должен подобрать как можно больше слов-предметов. Зеленый — помидор, крокодил, цвет, фрукт, ... Красное — платье, яблоко, знамя, ...

Все эти игры пополняют словарь ребенка с ТНР, что является одним из успешных показателей речевого развития ребенка.