Главная >

"Формирование коммуникативных навыков у детей с РАС". Рекомендации.

Учет личных интересов и потребностей ребенка.
Обучая ребенка умению выражать просьбы, необходимо использовать его любимые
продукты питания, игрушки; формировать умение отвечать на вопросы и
комментировать изображения на картинках целесообразно при помощи любимой
книги ребенка.
Использование подсказок.
Часто в процессе общения с ребенком с РАС мы сталкиваемся с ситуацией, когда
ребенок не знает, как привлечь внимание собеседника, попросить его о помощи,
поиграть в любимую игру и т.д. В этом случае ему нужно подсказать слова,
подходящие в данной ситуации: «Помоги!», «Давай играть!» и т.д. В ряде
случаев, ребенок, наоборот, не настроен на взаимодействие и не способен адекватно
выразить отказ, тогда он начинает демонстрировать нежелательное поведение, вместо
того, чтобы сказать «не хочу», «нет». В таких ситуациях ему требуется помощь в виде
словесных подсказок.
Подкрепление коммуникативных высказываний.
Подкрепление любых, даже очень слабых коммуникативных попыток приводит к
усилению мотивации к общению; это способствует увеличению количества, а
следовательно, и качества коммуникативных высказываний. Подкрепление может быть
двух видов: искусственное и естественное.
В качестве искусственного подкрепления может служить использование
любимого лакомства. Например: взрослый показывает ребенку картинку с
изображением какого-либо предмета и спрашивает «Что это?»; ребенок отвечает: «Это
шкаф»; взрослый – «Правильно», дает ребенку конфету.
Естественное подкрепление напрямую связано с контекстом взаимодействия и
вплетено в совместную деятельность ребенка и взрослого. Примером может служить
игра с использованием карточек лото: взрослый показывает карточку и спрашивает
«Что это?»; если ребенок отвечает правильно, тогда в качестве вознаграждения
взрослый отдает ему карточку, которую ребенок кладет на соответствующую клетку.
Использование повседневных, естественно возникающих ситуаций
Для реализации данного условия взрослый, находящийся с ребенком, должен
рассматривать каждую ситуацию как потенциальную возможность для построения
коммуникативного взаимодействия. Если взрослый заметил, что ребенок заинтересован
чем-либо или готов к взаимодействию, он должен найти возможность для налаживания