Главная >

Консультация для родителей « Основные формы и методы работы с семьями, воспитывающими детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья»

Ребенка с ограниченными возможностями здоровья, часто называют «особым ребенком».  Это свидетельствует о том, что такого ребенка воспринимают, как человека, которому с детства  пришлось столкнуться  с труднейшими проблемами  и который нуждается в особой поддержке и помощи. Чем сильнее выражена степень интеллектуально недостаточности или нарушения физического развития ребенка, тем в большей степени он приковывает внимание родителей. Процесс воспитания и ухода за детьми с ограниченными возможностями здоровья требует от всех членов семьи огромного терпения, оптимизма, умения радоваться даже самым незначительным достижениям.
    В связи с этим именно семья обладает наиболее мощным реабилитационным потенциалом. Не  всегда родители  владеют информацией  и навыками по уходу, помощи и развитию детей. Поэтому обучение родителей позволяет улучшить атмосферу в семье, что в результате позитивно  сказывается на состоянии ребенка.
 Начинать работу с семьей необходимо с самого начала- с рождения ребенка с ограниченными возможностями, когда негативные изменения  личности родителей еще не стали стойкими и подаются коррекции.
 Работа с родителями, детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, направлена на решение  следующих задач:
Формирование у родителей активной жизненной позиции
Диагностику межличностных отношений в семье и стилей общения взрослых с ребенком  и оптимизацию внутрисемейных отношений
Формирование у родителей  представлений о формах и методах обучения и воспитания  детей с ограниченными возможностями здоровья.
Практическое обучение методам и приемам воспитания и развития ребенка в семье.
 Содержание практической работы с семьей  определяется характером ее проблемы. Практическая деятельность позволила мне выделить наиболее эффективные  формы и методы работы с семьей , воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
 Беседа. Это метод, во –первых, дал мне возможность выяснить трудности данной семьи, т.е  является одним из средств диагностики; во-вторых, становиться методом воздействия на семью; в –третьих,  выполняет консультативную функцию. Очень важно именно во время беседы расположить к себе семью, дать понять, что вы действительно хотите ей помочь.
 Психологическому просвещению родителей  способствует широкое внедрение в работу консультативного материала. Консультирование  по содержанию может быть:
Социально-правовым
Социально- педагогическим
 Социально-психологическим 
Информационным.
 Особым спросом  пользуются консультации « Сенсорное развитие ребенка раннего возраста», « Проблемы маленького ребенка», « несколько советов к Вашему опыту» и другие.
Родительские собрания- распространенная форма работы с семьей, имеющая практическую направленность,  помогала родителям овладеть приемами реабилитации детей в домашних условиях.
 Семинары-практикумы  « Помоги своему ребенку» для родителей, воспитывающих детей раннего возраста со схожими проблемами.  Объединенные общими проблемами родители,  откровенно обсуждали наболевшие темы, совместными усилиями находили пути решения. Положительным результатом такой работы является дальнейшее общение участников за пределами учреждения.
Совместный семейный досуг, как одна из форм работы с семьей ,помогает  восполнить пробел общения, взглянуть на ребенка со стороны ,весело и пользой провести время.
Помощь семье должна состоять  не в том,  чтобы взять на себя все родительские заботы и проблемы, а в том, что бы обеспечить  родителей необходимыми знаниями, умениями, навыками для успешного воспитания , развития и социализации ребенка.  Изменить отношение к ребенку  от жалости  и гиперопеки к  деятельному участию. Только в тесном взаимодействии с семьей  можно создать оптимальные условия для воспитания и развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.