Главная >

Консультация «Рекомендации по профилактике дисграфии у детей с ТНР»

Нарушение письма является наиболее распространенной формой речевой патологии у детей с ТНР и одна из самых актуальных для школьного обучения. Интерес к проблемам раннего выявления, предупреждения и коррекции специфических нарушений письма (дисграфия) у детей с тяжелыми нарушениями речи обусловлен тем, что письмо как деятельность играет важную роль в жизни человека.

Нарушения формирования письма препятствуют успешности обучения, эффективности школьной адаптации, часто вызывают вторичные психические наслоения, отклонения в формировании личности ребенка. Специфическое расстройство письма влечет за собой и трудности в овладении орфографией, особенно при усвоении сложных орфографических правил.

Выделяют пять форм дисграфии.

 1. Артикуляторно-акустическая дисграфия.

Ребенок, имеющий нарушение звукопроизношения, опираясь на свое неправильное произношение, фиксирует его на письме. Иными словами, пишет так, как произносит.

2. Акустическая диcгрaфия

Эта форма дисграфии проявляется в заменах букв, соответствующих, фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. На письме чаще всего смешиваются буквы, обозначающие звонкие-глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.), свистящие-шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.), аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч-Щ; Ч-Т’; Ц-Т; Ц-С и т.д.). Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме: «писмо», «лубит», «больит» и т.д.

3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Для этой формы дисграфии наиболее характерны следующие ошибки:

• пропуски букв и слогов;

• перестановка букв и (или) слогов;

• недописывание слов;

• написание лишних букв в слове (бывает, когда ребенок, проговаривая при письме, очень долго «поет звук»);

• повторение букв и (или) слогов;

• контаминация – в одном слове слоги разных слов;

• слитное написание предлогов, раздельное написание приставок («настоле», «на ступила»);

4. Аграмматическая дисграфия.

Связана с недоразвитием грамматического строя речи. Ребенок пишет аграмматично, т.е. как бы вопреки правилам грамматики («красивый сумка», «веселые день»). Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста. Аграмматическая дисграфия обычно проявляется с 3-го класса, когда школьник, уже овладевший грамотой, «вплотную» приступает к изучению грамматических правил.

 5. Оптическая дисграфия

В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза.

 Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме:

  • недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л вместо М; Х вместо Ж и т.д.;
  • добавление лишних элементов;
  • пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент;
  • зеркальное написание букв.

Основные упражнения по предупреждению дисграфии

При знакомстве с буквами и овладении чтением каждый ребенок проходит закономерный этап проб и ошибок написания букв. Он длится в норме от несколько месяцев до полугода. В этот период мы позволяем ребенку экспериментировать и ошибаться, взрослые не должны ругать за ошибки, ведь обучение грамоте должно вызывать только удовольствие. Но если такой период затянулся, ребенку скоро в школу, а он пишет буквы зеркально, путает их друг с другом, пора бить тревогу до поступления в школу.

Чтобы устранить и предотвратить дисграфию, предлагаю вам с ребенком:

- рисовать, складывать буквы из счетных палочек или спичек, лепить буквы из пластилина, обводить их и дорисовывать;

- заучивать короткие стихи о буквах, в которых описываются элементы букв и их направление, например, «[Щ] — как щетка — три щетинки, даже ручка есть на спинке»;

- угадывать буквы по написанию в воздухе или на ладошке ребенка;

- обсуждать и «оречевлять» схему написания буквы: из каких частей состоит буква и куда смотрят части букв (например, буква [К] — длинная вертикальная палочка это «спинка», из середины «спинки» вправо идут 2 короткие палочки — одна наискосок вверх «рука», другая наискосок вниз «нога».

Одновременно надо развивать внимание ребенка, используя упражнения на зрительно-пространственную координацию (письменные и устные):

- сравнить две картинки и найти отличия, употребляя такие выражения, как слева, справа, вверху, внизу, в левом верхнем углу и т.д;

- пройти по лабиринту;

- дорисовать недостающие детали;

- продолжить узор;

- запомнить и повторить предметы, нарисованные на листе бумаги и т.п.

А вот коррекция артикуляторно-акустической дисграфии состоит в первую очередь в постановке правильного звукопроизношения. Затем необходимо будет научить ребенка различать правильно произносимый звук и тот звук, которым он его раньше заменял (научить дифференцировать). Для этого логопед предложит специальные упражнения, чтобы этот навык был доведен до автоматизма, например, при различении звуков [Р] — [Л], если ребенок ранее говорил звук [Л] вместо [Р]:

- Хлопни, когда я назову звук [Р] и топни, когда услышишь звук [Л];

- Покажи символ звука [Р], если услышишь его, а символ звука [Л], если его услышишь (взрослый называет вразбивку сначала звуки, потом слоги и наконец слова с отрабатываемой парой звуков)

- Повтори за мной цепочку звуков, цепочку слогов, слов (л р р, л р л, л л р л, ла ра ла ра, ла ра ра, ла ла ра ла, лак рак лак лак, рак рак лак рак…)

Работа по развитию фонематического восприятия строится на основе дифференциации пар звуков, сходных по некоторым признакам (например, звонкость – глухость или твердость-мягкость).

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза требует работы по следующим направлениям:

1) звуковой анализ и синтез;

2) слоговой анализ и синтез;

3) анализ и синтез на уровне предложений.

Детям с ТНР предлагаются задания по называнию звуков в слове: назови все звуки подряд в слове «НОС, КАША» : Н, О, С;  К, А, Ш, А; выделение только гласных или только согласных звуков в слове: назови только гласные звуки подряд в слове «ворона» — о, о, а; словесные цепочки: составь цепочки слов, в которых первый звук, слог последующего слова повторял последний слог предыдущего, например: собака — капуста — стакан…; деление слов на слоги: назови, из каких слогов состоит слово ученик — у, че, ник; составление слов из различных букв и слогов: составь слово из букв «А, К, М» — мак;  составление предложений из слов, например, девочка, из, вышла, дома – Девочка вышла из дома.

Для формирования грамматического строя речи проводится следующая работа: над словоизменением; над предлогами; над словообразованием; обогащение словарного запаса.

В дополнение к рекомендациям логопеда, родители могут выполнять различные игровые упражнения, которые способствуют коррекции и профилактики дисграфии.