Главная >

Консультация для воспитателей «Как привить интерес дошкольникам к комнатным растениям»

           Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче.

            В решении задач ознакомления с природой, воспитание любви к ней поможет уголок природы в группе, в котором должны содержаться комнатные растения. Ребенок дошкольник должен знать столько названий комнатных растений, сколько сам захочет, в зависимости от того, как воспитатель сумеет заинтересовать его этими объектами. Он может выучить труднозапоминаемые слова, но на самом деле о комнатных растениях не знать ничего. Гораздо важнее показать ребенку, как разнообразны комнатные растения по внешнему виду, окраске, происхождению, требованию к теплу, влаге, почве. Как тот или иной живой организм приспособлен к среде обитания, почему у него именно такой внешний вид, научить видеть его красоту, сформировать понимание зависимости жизни растений от действий человека, в том числе и самого ребенка. Зеленое царство комнатных растений начнет вызывать интерес ребенка, если мы, взрослые, будем постепенно вовлекать его в наблюдения за таинственным миром комнатной флоры. Начать знакомство с растениями лучше всего с видов с русскими «именами»: «Ванька мокрый» (бальзамин), «Щучий хвост» (сансевьера) и т.п.

             В последнее время в детских садах стали все чаще обращать внимание и на оздоровительную роль комнатных растений. Многие из них очищают, ионизируют воздух, выделяют фитонциды и другие вещества, губительно влияющие на микроорганизмы. Подбирая растения для разных помещений можно учитывать и особенности их влияния на здоровье: если в детском саду есть ребята, страдающие астмой – высаживаются одни растения, если ОРЗ – другие и т.п.

                Неотъемлемая часть воспитания ребенка рассматривается, как труд в уголке природы.. Нужно объяснить детям, что не все растения любят много воды. В результате такого чрезмерного усердия некоторые растения (например засухоустойчивые) погибают. Во время ухода, наблюдений за обитателями живого уголка постоянно обсуждайте с детьми различные вопросы, например: какую роль играет свет, вода, тепло в жизни комнатных растений? Для чего вы их пересаживаете?

Предложите детям внимательнее изучить растения и придумать им имена, которые бы отражали их особенности («пушистик», «колючка»). Пусть ребята расскажут, какими бывают растения (подберут определения), что они умеют делать (глаголы), что любят, а что нет. Сочините рассказ или сказку по результатам наблюдений.. Старшие дошкольники могут стать экскурсоводами и поведать младшим о своих любимых питомцах. Листья, цветки комнатных растений можно погладить, выяснить какие они на ощупь: гладкие или шершавые, пушистые или колючие, обвести контур листа пальчиком (продолговатый, округлый, с выемками и т.д.) Пусть ребенок, трогая лист, закроет глаза и представит, что гладит животное. Кто это мог быть? Во время пересадки растений дети трогают песок, почву (влажную, сухую), керамзит, природные камешки и рассказывают о своих ощущениях. Проводя опыты с растениями, необходимо помнить, что наша цель – это прежде всего воспитание бережного отношения к природе, а не научные исследования любой ценой. Эксперименты помогут дошкольникам понять, для чего они ухаживают за растениями. Например: на лист растения надевается полиэтиленовый пакет, который плотно закрывается. Через некоторое время на его стенках появляются капельки. Дети наглядно убеждаются, что они не зря поливают растения. Еще пример: не протирайте одни из листьев растения длительное время. Затем предложите ребятам приложить к нему кусочек липкой ленты. Какой она стала? (обычно остается пыль). Для сравнения можно исследовать лист, который регулярно протирался. Вывод: растения очищают в комнате воздухе, но и сами нуждаются в уходе. Из небольших растений можно создать лес для маленьких кукол или сказочных персонажей. Они станут дополнениями к театральным декорациям.

         Кроме того, так же тихо, как учат заботиться о живом, растения учат наблюдать и сравнивать. За окошком снег. Все деревья сбросили листья. А на подоконнике – зеленый садик. Почему? И на это надо обратить внимание ребенка. Это заставляет размышлять. Ведь комнатные растения – пришельцы из далеких стран. А здесь в комнате растут их посланцы, их представители. И это расширяет кругозор ребенка, пополняет его представления. Детей постарше встреча с новым экзотическим растением и в книгах побуждает покопаться, и в карту лишний раз заглянуть. Любое из растений может стать отправной точкой для изучения той или иной страны, континента.

          Для удобства многие педагоги пользуются так называемыми «паспортами растений». Опыт показывает, что они очень удобны для работы, т.к. воспитателям не приходится искать самостоятельно информацию в разных литературных источниках. В паспортах помещают фотографию, указывают научное и бытовое название, родину растения, условия, в которых оно живет в природе, экологические особенности – отношение к свету, особенности питания растений, связи животных и растений, как человек использует растения в быту, подлежат ли они охране.

Ребенок может забыть, как называется то или иное растение, но гораздо важнее, чтобы он получил первые представления об особенностях разнообразия растительного мира, имел представление о том, что нужно живым организмам для развития, проявлял к ним познавательный интерес, эмоционально-положительное, бережное отношение и желание их сохранить.