Главная >

Консультация для родителей «Роль семьи в подготовке детей к школе»

Наряду с детским садом ключевую роль в подготовке ребенка к школе играет семья. Каким образом родители могут помочь обеспечить комфортный переход ребенка на новый важный этап образования – поговорим в статье.
Что включает «готовность к школе»? 
Многие родители под готовностью к школе подразумевают умение ребенком писать, считать, читать. Но это далеко не самый важный аспект.  
Готовность к школе включает в себя: физическую и психологическую готовность. Последняя в свою очередь состоит из нескольких компонентов – эмоционально-волевая, интеллектуальная, социальная, мотивационная.
Оценку физиологической готовности детей к систематическому школьному обучению проводят медики. А педагог-психолог оценивает психологическую готовность.
Эмоционально-волевая готовность ребёнка к обучению в школе заключается в том, что ребёнок в состоянии управлять своим поведением и эмоциями, своей памятью, вниманием, мышлением, следить за своей речью, вовремя подключать воображение, действовать по инструкции взрослого, умеет сосредотачиваться и т.д. В психологии это называется «произвольным поведением». Будущий школьник должен уметь преодолевать трудности и стремиться к достижению намеченной цели.
Интеллектуальная готовность предполагает достаточный уровень сформированности таких психических процессов, как мышление, восприятие (зрительное, слуховое), память (зрительная, слуховая, произвольная), речь, воображение. 
Социальная готовность. Ее также называют личностная готовность. Это умение ребенка выстраивать новые социальные связи, общаться и взаимодействовать с учителем и сверстниками. Социальная готовность подразумевает наличие умений просить о помощи и спрашивать, если что-то непонятно.
Мотивационная готовность подразумевает преобладание мотивов учения, положительное отношение к школе, внутреннюю позицию школьника, положительное отношение к школе при ведущем учебном мотиве, познавательное желание.
Психологически подготовленный ребенок:
1. Готов к общению и взаимодействию, как со взрослыми, так и со сверстниками.
2. Имеет желание идти в школу, вызванное учебными мотивами.
3. Умеет контролировать эмоции и поведение.
4. Имеет широкий кругозор, запас конкретных знаний, понимает основные закономерности.
Итак, мы подошли к основному вопросу публикации,  как родителям готовить ребенка к школе.
Навыки самообслуживания и режим дня.
Особое внимание при подготовке к школе родителям стоит обратить на режим дня детей. Если он не установлен или плохо выполняется, надо обязательно добиваться его выполнения. Режим нужен не только для укрепления здоровья дошкольников: твердый распорядок организует деятельность детей, приучает их к порядку, воспитывает необходимое будущему школьнику чувство времени. 
Школа предъявляет первокласснику большие требования. Ребенок включается в систематический учебный труд, у него появляются новые обязанности и заботы, ему приходится подолгу находиться без движения. Организуя режим для ребенка, родители могут успешно подготовить его к обучению в школе. 
Придя в школу, ребенок должен уметь одеться и раздеться сам. Приучайте ребенка самостоятельно переодеваться, аккуратно вешать свою одежду. Потренируйтесь дома, как ребенок будет переодеваться, например для урока физкультуры. 
Интеллектуальное развитие ребенка.
Ниже приведем некоторые игры на развитие психических процессов.
Игры на внимание:
•  «Догони и поймай букву» - подчеркивай определенные буквы
ГОВОРИЛА МЫШКА МЫШКЕ
- НЕ ЛЮБЛЮ ЧИТАТЬ Я КНИЖКИ
• Чем отличаются картинки. Найди отличия
• Лабиринты
• «Летает – не летает» . ( К примеру, называем ребенку различные предметы или живые существа: если они способны летать, то ребенок должен поднять руки, имитировать полет. Если же названный предмет или живое существо летать не могут, руки должны остаться на коленях)
• Запрещенное движение, слово
«Запретное слово» (Родитель задает вопросы, а игрок отвечает. Ответы могут быть разными, только нельзя произносить одно запретное слово, о котором вы заранее договариваетесь, например, слово "нет ". Предупредите малыша, что нужно быть предельно внимательным, так как вы постараетесь его подловить. После этого можно начать задавать вопросы. Например, "Ты спишь в ванной?", "Снег белый?", "Ты умеешь летать?" и т.п. Ребенок должен найти такую форму ответов, чтобы выполнить правила игры.  Как только ребенок ошибается, вы меняетесь с ним ролями, он задает вопросы, вы – отвечаете)
• Запретное движение (Ребенок повторяет за родителем движения зарядки, кроме запретного. Например, это может быть хлопок руками, приседание или прыжок на одной ноге.)
Игры на развитие зрительной памяти:
• Покажите ребенку 5-6 предметов, затем, когда ребенок выйдет, разложите их в разных местах, доступных взору, чтоб он мог найти эти предметы.
• Покажите ребенку 6-7 цветных карандашей (20 сек), убрав их, предложите перечислить карандаши в предъявленной ранее последовательности.
Игры на развитие слуховой памяти:
• Нужно зачитать ребенку несколько несвязанных между собой слов — четко, делая небольшие паузы (например, яблоко, пальто, кровать и т. п.). Потом попросить его повторить те слова, которые он запомнил. Зачитать еще раз те же самые слова, но добавить в список пару новых. Спросить у малыша, какие слова в первый раз не были произнесены.
• «Угадай мультфильм». Упражнение заключается в попытке ребенка угадать, песенку из какого мультфильма он сейчас слышит. Также можно попросить малыша пересказать сюжет этого мультфильма.
• Разучивание стихов, пересказ прочитанных произведений
Игры и упражнения на развитие мышления:
• Конструирование
• Сюжетно-ролевые игры, загадки, нелепицы
• Найди лишнее
• Группировка предметов по определенному признаку
• Последовательные картинки: составь по картинкам рассказ
При развитии мышления дошкольника, важно приучать ребенка задумываться над тем, что они видят вокруг, что узнают из телефильмов, рассказов, сказок. Тренируйтесь сравнивать, выявлять различия в сходном и общее в различном. Например:
• Чем отличаются кукла и девочка?
• Чем отличаются птица и самолет?
• Чем отличаются куст и дерево?
Развивая речь детей, учите отвечать на вопросы. Ребенок должен уметь выслушивать вопрос до конца, не перебивать собеседника, отвечать только после того, как его спросят. Будущий первоклассник должен уметь составить небольшой рассказ на заданную тему, дать полный ответ на поставленный вопрос. 
Читайте на ночь детям, обсуждайте прочитанное. Способствуйте развитию умения высказывать свое мнение, доказывать свою точку зрения. Приучайте ребенка выделять главных героев, давать им характеристику, объясните, где положительные, а где отрицательные герои, и почему.
Упражнения на развитие восприятия 
• Узнавание предмета по частям, объединение частей в целое по образцу.
• Штриховка различных изображений.
В этом возрасте важной задачей является развитие таких видов восприятия как восприятие пространства, времени, формы и величины.
• Формирование  представлений  о  системе координат:  ―сверху  –  снизу,  ―спереди  – сзади, ―слева – справа.
• Назови, что находится перед девочкой, позади нее, слева, справа от нее.
• Найди предмет по тени.
• Расскажи кто, где сидит.
• Раскрась (нарисуй) правую половину предмета так же, как левая.
Закрепить знания по математики дома можно с помощью  конструирования из геометрических фигур. Например: построй домик, у которого крыша — это треугольник, труба — прямоугольник, окно — квадрат и т. д.
Ребенок должен уметь различать цвета. Чтобы ребенок хорошо закрепил геометрические фигуры, можно предложить такую игру: взять мешочек, положить в него геометрические фигуры, вырезанные из картона, и предложить ребенку на ощупь определить, какая это фигура, причем ребенок должен доказать, почему он так решил. Помните, что в данном возрасте ведущей деятельностью для ребенка является игровая деятельность.
Подготовка к школе по письму может заключаться в следующем —  научить правильно держать ручку, ориентироваться в тетради, знать, что такое рабочая строка.
Очень важно развивать мелкую моторику ребенка, то есть его руки и пальчики. Это необходимо для того, чтобы у ребенка в первом классе не было проблем c письмом.
Чтобы подготовить мелкие мышцы руки к работе, учите ребенка штриховке. Следите, чтобы он не заходил за контур рисунка, раскрашивал с одинаковым нажимом. Укрепить мелкую моторику и подготовить руку к письму поможет работа с мелкими деталями конструктора, мозаика, лепка из пластилина.
Многие родители совершают большую ошибку, запрещая ребенку брать в руки ножницы. Да, ножницами можно пораниться, но если c ребенком проговорить, как правильно обращаться c ножницами, что можно делать, а что – нельзя, то ножницы не будут представлять опасности, следите, чтобы ребенок вырезал не хаотично, а по намеченной линии. Для этого вы можете нарисовать геометрические фигуры и попросить ребенка их аккуратно вырезать, после чего из них можно сделать аппликацию. Это задание очень нравится детям, а его польза очень высока.
Как развивать мотивационную готовность?
• Читайте вместе с ребенком книги о школе
• Просмотр фильмов о школе, телепередач о школьной жизни с последующим обсуждением
• Показ фотографий, грамот, связанных со школьными годами родителей
• Можно устроить малышу экскурсию по будущей школе, показав ему, где будет учиться
• Рассказывайте о  своих школьных годах, вспоминайте смешные и поучительные истории
• Игра в школу
• Рассказывайте о школьных порядках
Развитие произвольности
Говоря о подготовке к школе, также хотелось бы затронуть такой вопрос, как развитие произвольности (умение детей осознанно подчинять свои действия правилам, умение ориентироваться на заданную систему требований, умение внимательно слушать говорящего и выполнять задания в устной форме,  умение самостоятельно выполнять задание по зрительно воспринимаемому образцу)
Для развития произвольности играйте всей семьей в настольные игры с правилами, подвижные игры с правилами.
Хорошее задание, которое используют в своей работе педагоги – это «графический диктант». Дома также можно его выполнять.
 Важно отметить, что  к вопросу к  подготовки к школе, как и во всем нужно так подходить «дозированно». Ни  в коем случае не заставлять  ребенка делать те или иные упражнения/игры, следить за тем, чтобы ребенок не утомлялся!
C того момента, когда ваш ребенок впервые переступит порог школы, начнѐтся новый этап его жизни. Постарайтесь, чтобы этот этап начался с радостью, и чтобы так продолжалось на протяжении всего его обучения в школе. Ребенок всегда должен чувствовать вашу поддержку, ваше крепкое плечо, на которое можно облокотиться в трудных ситуациях. Станьте ребенку другом, советчиком, мудрым наставником, и тогда ваш первоклассник в будущем превратится в такого человека, которым вы сможете гордиться.
Первоклассникам необходимо полноценное питание и строгий режим дня, тогда ребенок будет не только меньше уставать, но и меньше болеть, а значит, меньше пропускать занятия в школе. Ребенок обязательно должен ложиться спать не позднее 21.00, только тогда ночной отдых будет действительно полноценным.
Очень важно, чтобы школьник ежедневно гулял на улице, т. к. для детей этого возраста характерна большая потребность в двигательной активности. Еще один очень важный момент: первоклассники – все еще маленькие дети, поэтому нужно обязательно оставлять им ежедневно время для игр.
Игра – одно из наиболее эффективных средств нравственного воспитания дошкольника в семье. Игра ребенка имеет свои особенности. Эмоциональная сторона игры часто определяется отношением между членами семьи. Эти отношения вызывают у ребенка желание подражать старшим членам семьи, их взаимоотношениям. Чем демократичнее отношения между членами семьи, тем ярче они проявляются в общении ребенка со взрослыми, переносятся им в игру. Необходимо давать ребенку возможность проявлять в игре выдумку и инициативу, быть активным и самостоятельным. 
Нельзя забывать, что ребенок сможет большего добиться в жизни, а его обучение в школе будет успешнее, если родителям удастся создать у него уверенность в себе, в своих силах. А для этого главное – отмечать его достижения и не «нажимать» на недостатки; хвалить за успехи – и не ругать за ошибки.
От нас, взрослых, зависит успешность ребенка в школе.  Помощь в комфортном переходе от дошкольного детства к обучению должны предложить ребенку самые близкие люди - его родители.