Главная >

Консультация для родителей "Развитие психических процессов у детей с тяжелыми нарушениями речи 5-7 лет"

Параллельно   с   недоразвитием   речи   у детей с   ТНР   происходит   нарушение       в развитии психических процессов: слабая память, быстрая утомляемость, неустойчивое внимание, затруднения процессов обобщения, классификации, исключения. Ведущим видом деятельности ребенка является игра, которая существенно    меняет    мотивы     поведения, открывает  новые возможности для развития познавательной деятельности, а значит и для формирования психических процессов.

Мышление – социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью. В процессе мыслительной деятельности вырабатываются определенные приемы или операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация). Развитие связной речи детей опирается на формирование познавательных процессов, на умение наблюдать, сравнивать и обобщать явления окружающей жизни и явления языка разного уровня (звуки, слова, предложения). Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, такие дети отстают в развитии образного, словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением, обобщением. Все эти затруднения определяются недоразвитием познавательной функции речи и компенсируются по мере коррекции речевой недостаточности.

Детям с общим недоразвитием речи нужно постоянное осмысливание событий и явлений, например:

  • Почему летом нельзя кататься на лыжах?
  • Можно ли два шарика поставить друг на друга? Что тогда произойдет?
  • Как, не выходя на улицу, узнать - дует ли ветер?

Важно приучать детей задумываться над тем, что они видят вокруг, что узнают из телефильмов, рассказов, сказок. Важным упражнение является сравнение, выявление различий в сходном и общее в различном. Например:

  • Чем отличаются кукла и девочка?
  • Чем отличаются птица и самолет?
  • Чем отличаются куст и дерево?

Полезным упражнением является отгадывание загадок, не только народных и авторских, но и составленных воспитанниками. Например:

  • Передние лапы короткие, а задние длинные (заяц).
  • Четыре ноги, да не ходит (стол, стул).

 

Память - запечатление, сохранение и последующее воспроизведение ребенком собственного опыта, она выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием, способствующим развитию личности, то есть значительной степени определяет успешность учебно–воспитательной деятельности в ДОУ. Игровая деятельность способствует развитию произвольной памяти. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают большой объем материала. Сознательная цель - запомнить и припомнить, сосредоточиться.

Для развития слуховой памяти подойдут следующие игры:

- «Найди лишнее». Нужно зачитать ребенку несколько несвязанных между собой слов — четко, делая небольшие паузы (например, яблоко, пальто, кровать и т. п.). Потом попросить его повторить те слова, которые он запомнил. Зачитать еще раз те же самые слова, но добавить в список пару новых. Спросить у малыша, какие слова в первый раз не были произнесены.

- «Угадай мультфильм». Упражнение заключается в попытке ребенка угадать, песенку из какого мультфильма он сейчас слышит. Также можно попросить малыша пересказать сюжет этого мультфильма.

- Разучивание стихов, пересказ прочитанных произведений

Для зрительной памяти:

- Какой игрушки не хватает?». Разложите перед ребенком несколько игрушек (7-8), затем попросите его отвернуться, уберите одну или две и спросите, что изменилось.

- «В чем отличия?».  Находить разницу между двумя картинками очень полезно не только для развития памяти, но и для усиления внимательности.

-  «Запомни предметы» Посмотреть внимательно на картинку (на которой изображены 10 предметов)  назвать нарисованные предметы и постараться их запомнить». Затем картинку переворачивают и предлагают ребенку перечислить предметы, которые он запомнил.

Внимание - избирательная направленность на тот или иной объект, сосредоточение на нем. У детей с общим недоразвитием речи внимание характеризуется неустойчивостью, наблюдается его колебания, снижена работоспособность, недостаточная целенаправленность деятельности, что соответственно в последующем отражается на учебе детей в школе и в последующей жизни.

При формировании устойчивости внимания можно использовать следующие игры:

  • найди два одинаковых предмета;
  • найди такого же цвета;
  • найди предметы заданной геометрической формы;
  • нанизывание бусинок;
  • выкладывание узора из мозаики;
  • вырисовывание по клеточкам;
  • работа с разрезанной картинкой;
  • найди тень;
  • собери пазл;
  • соотношение формы фигур с формами отверстий, вырезанных на крышке коробки;
  • складывание различных фигур из счѐтных палочек.

Зрительное восприятие – это совокупность процессов построения зрительного образа окружающего мира, это сложная работа, в процессе которой осуществляется анализ большого количества раздражителей на глаз.

В этом возрасте главной задачей, так же является развитие таких видов восприятия как восприятие пространства, времени, формы и величины.

Для развития зрительного анализа и синтеза, произвольного внимания и запоминания использую следующие упражнения:

  • Определение изменений в предъявленном ряду предметов.
  • Нахождение «выпавшей», «лишней» игрушки, картинки.
  • Нахождение различий на двух сходных сюжетных картинках.
  • Нахождение нереальных элементов «нелепых» картинок.
  • Запоминание  4-6   предметов,  игрушек,  картинок,  геометрических  фигур  и воспроизведение их в исходной последовательности.
  • Узнавание предмета по частям, объединение частей в целое по образцу.
  • Штриховка различных изображений.

Формирование  представлений  о  системе координат:  ―сверху  –  снизу,  ―спереди  – сзади, ―слева – справа.

  • Назови, что находится перед девочкой, позади нее, слева, справа от нее.
  • Найди предмет по тени.
  • Расскажи кто, где сидит.
  • Раскрась (нарисуй) правую половину предмета так же, как левая.

Воображение — это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. Процесс воображения у детей с нарушениями речи развивается несколько иначе. Их представления о предметах оказываются неточными и неполными, практический опыт недостаточно закрепляется и обобщается в слове, вследствие этого запаздывает формирование понятий. Чем сложнее нарушения речи, тем больше ограничиваются возможности ребенка проявить творчество, он оказывается беспомощным в создании новых образов.

  • Несуществующее животное,
  • Выдумай историю,
  • Продолжи рисунок,
  • Клякса. Дорисуй,
  • Оживление предметов,
  • Так не бывает!
  • Нарисуй настроение.
  • На что похожи облака,
  • Угадай настроение.
  • Найди недостаток в портрете.

Развитие ребенка в дошкольный период представляет череду нескончаемых открытий, связанных с получением, обработкой и передачей новых знаний о себе и окружающем мире. Современная психология относит такую активность к познавательной   деятельности, ведущую   роль    в    которой    играют познавательные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение. Несмотря на то, что каждому из этих процессов отводится свое место, все они тесно взаимодействуют друг с другом. Без внимания невозможно восприятие и запоминание нового материала. Без восприятия и памяти станут неосуществимыми операции мышления. Поэтому развивающие игры, направленные преимущественно на совершенствование отдельного процесса, будут влиять и на уровень функционирования познавательной сферы в целом.